Анализ методов стимулирования педагогов с целью повышения качества образования

В аналитическом отчете, подготовленном экспертами ОЭСР, представлен «международный срез» систем материальных и нематериальных поощрений учителей. Авторы разделяют инструменты мотивации на внутренние и внешние, акцентируя особое внимание на том, что людям, приходящим в профессию учителя, одинаково важны как внешние, так и внутренние стимулы.

Авторы утверждают, что практика внедрения бонусов и надбавок одинаково эффективна как для отдельных учителей, так и для школ в целом, но добавляют, что инструменты и условия работы играют не менее важную роль в восприятии учителем статуса своей работы, чем денежная компенсация.

В отчете анализируются такие инструменты повышения статуса профессии учителя, как «подготовка учителя» и «дополнительное профессиональное образование учителя», при этом последнее часто не рассматривается в странах ОЭСР как реальный инструмент повышения статуса профессии и мотивации из-за недостаточного финансирования со стороны государства и отсутствия у учителя достаточного объема свободного времени (в том числе в связи с превышением норм педагогической нагрузки). Приводится пример системы образования Сингапура, где в дополнение к 100 часам, выделяемым (и оплачиваемым) для получения дополнительного профессионального образования, учитель получает до 450 евро в год на покрытие расходов на этот вид образования, а также на покупку учебного оборудования, членство в профессиональных организациях, подписку на профессиональную литературу и пр.

Опираясь на данные многочисленных исследований, проводимых в области результативности внедрения подобных систем, становится очевидным, что вознаграждение «за результаты» широко применяется в США, Великобритании и Израиле. И одинаково повышает и качество преподавания в этих странах, и уровень учебных достижений обучающихся. При этом учителя, получавшие дополнительные выплаты «за результаты» «авансом» (в начале учебного года), демонстрировали более высокое качество работы, чем те педагоги, которые получали премию в конце учебного года. В заключение авторы напоминают, что для самих учителей немонетарные атрибуты работы в школе, такие как современное оснащение, размер класса, отношения с родителями и отношения в педагогическом коллективе, а также социальные характеристики контингента обучающихся являются важными составляющими статуса профессии учителя, и они не всегда могут быть компенсированы монетарными стимулами–надбавками и премиальными выплатами.

Данная работа опирается на значительное количество статей, опубликованных в период с 1999 г. по 2015 г. В ведущих рецензируемых научных изданиях, таких как «Economics of Education Review», «American Economic Review», «International Review of Education», «Review of Educational Research», «Journal of Policy, Analysis and Management», «Comparative Education Review» и «Journal of Political Economy».

Источник: Munich, D. and Rivkin, S. Analysis of Incentives to Raise the Quality of Instruction. European Expert Network on Economics of Education Analytical Report. № 26, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. – режим доступа: URL:http://www.eenee.de/eeneeHome/EENEE/ Analytical-Reports.html

Другие материалы
В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников