Программы поощрения эффективной деятельности учителей в США и ряде стран-лидеров в области образования

Отчет Всемирного банка SABER («Systems Approach for Better Education Results» – «Системный подход к улучшению результатов образования») является инициативой Всемирного банка по сбору глобальных практик в системе образования, цель которого–анализ и рецензирование образовательных политик, выявление основных вызовов, поиск решений и доведение до сведения широкой общественности ключевых решений, предлагаемых экспертами Всемирного банка по улучшению качества образования.

«SABER-Teachers» собирает данные по десяти основным показателям образовательной политики в области профессионализма учителей. Основной акцент при сборе данных делается на нормативно-правовых требованиях, правилах и положениях системы управления учительским капиталом, среди показателей – такие, как «рекрутинг учителей», «автономия учителя и трудовая нагрузка», «профессиональное развитие», «системы компенсации: бонусы, надбавки» и другое. Цель отчета «SABER-Teachers» – дать четкие рекомендации по разработке стратегии в области управления профессиональным капиталом учителя.

Данный отчет подготовлен на основании оценки образовательной политики в области профессионализма учительского корпуса Сингапура и является результатом сотрудничества экспертов ЮНЕСКО и Всемирного банка.

Авторы подробно анализируют систему Сингапура по достижению восьми целей, в частности рассматривается, насколько система управления декларирует ожидания от качества деятельности учителей, способствует привлечению в профессию лучших кадров, поддерживает профессионализм учителей, мотивирует их и повышает статус данной профессии.

В работе особым образом подчеркиваются механизмы, способствующие поддержанию статуса профессии учителя на самом высоком уровне.

Среди них – немонетарные:

  • система жесткого отбора в профессию: профессиональные программы подготовки учителей доступны только одной трети наиболее успешных выпускников школ страны;
  • материальная поддержка будущих учителей: на этапе обучения студенты, выбравшие педагогический профиль подготовки, получают ежемесячную стипендию, а оплату за их обучение осуществляет государство;
  • меритократическая система продвижения учителей: высокие посты и должности (включая возможный найм в штат Министерства образования) занимают самые способные представители профессии; система предлагает широкий спектр программ по выявлению и развитию талантов, лидерских навыков, подготовки к занятию руководящих должностей;
  • «Усовершенствованная система управления результативностью» (EPMS),внедренная в 2003г., применяется для ежегодного оценивания работы учителя по целому ряду показателей, в том числе исходя из уровня самооценки, основанной на результатах работы, оценки со стороны родителей и учеников(примечательно, что система не оценивает учителя по академическим достижениям учащихся);на основе результатов EPMS принимаются решения о дальнейшем профессиональном развитии учителя, его карьерном продвижении, повышении зарплаты и начислении премиальных выплат;
  • развитая система выбора профессионального пути учителя (включая треки «Лидерство» и «Научные исследования»);
  • профессиональное развитие и обучение во время работы как обязательная часть профессиональной деятельности.

Из монетарных мер поддержки в Сингапуре развиты только система премирования за результаты (до 30% от базовой ставки заработной платы в год) и надбавки за стаж работы (от 10000 до 36000 сингапурских долл.).Примечательно, что в стране не существует специальных мер поддержки для учителей, работающих в экономически неблагоприятных районах или преподающих предметы, на которые в стране существует дефицит( в Сингапуре ощущается нехватка учителей английского языка и литературы).

Авторы дают сравнительный анализ адресных мер поддержки «дефицитных» учителей и учителей, готовых работать в районах повышенной бедности в других образовательных системах, в частности Восточной Азии (Японии, Китая, Южной Кореи), где такие учителя получают, в частности, субсидии на оплату аренды/ покупки жилья.

В заключение авторы подчеркивают, что обеспечение высокого статуса профессии учителя в Сингапуре является важной составляющей внутренней политики страны, что делает данную профессию одной из самых востребованных и конкурентных на рынке труда.

При подготовке материалов авторы опирались на ряд статей, опубликованных в период с 1996 по 2015 г. в ведущих рецензируемых научных изданиях, таких как «American Economic Review»,«Econometrica»,«Journal of Political Economy», «OECD Economic Studies».

Источник: World Bank SABER Country Report on Singapore, Teachers for Education 2030, 2015. – режим доступа: URL: http://wbgfiles. worldbank.org/documents/hdn/ed/saber/supporting_doc/CountryReports/TCH/SABER_Teachers_Singapore_ Country_Report.pdf

Другие материалы
В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников