Влияние материального вознаграждения на мотивацию и закрепление в профессии учителей, прошедших национальную сертификацию: опыт штата Вашингтон, США

Данное исследование посвящено анализу результативности программы, направленной на материальное стимулирование учителей, прошедших национальную сертификацию (National Board Certification, NBC), в том числе получивших целевой бонус за работу в школах, работающих в «сложных образовательных контекстах».

Национальная сертификация была разработана Национальным советом по разработке профессиональных стандартов для учителей (National Board for Professional Teaching Standards), учрежденным в 1987 году. На сегодняшний день данная сертификация является самой авторитетной в системе общего образования США и претендует на статус наиболее влиятельного инструмента поощрения высокого качества преподавания. Значительное количество штатов практикует выплату вознаграждений и субсидий для кандидатов, прошедших такую процедуру и получивших статус «сертифицированного учителя», или NBCT (National Board Certified Teacher).

К моменту написания авторами данной статьи количество учителей в стране, получивших почетный статус NBCT, превысило 100 тысяч человек. Было установлено, что данная система поощрения не решала коренной вопрос пропорционального распределения высококвалифицированного педагогического персонала среди школ с высокими и низкими показателями успеваемости учащихся. При этом само наличие сертификации у кандидата указывало на состоявшегося иэ ффективного педагога,чьи результаты преподавания, в сравнении с его коллегами, не обладающими сертификатом, были значительно выше и существенно влияли на результаты обучения учащихся.И повышающийся из года в год статус NBCT, и растущее количество школ в стране, работающих в «сложных образовательных контекстах» (районы высокого уровня бедности и преобладающих низких образовательных результатов), привели к увеличивающемуся количеству штатов, предлагающих программы материальной поддержкии дополнительных стимулов для обладателей NBCТ с целью укомплектовать школы, работающие в «сложных образовательных контекстах», профессиональными и эффективными педагогами.

Исследование авторов посвящено программе материального поощрения учителей NBCT, которая была реализована в штате Вашингтон и имела две цели:

  • увеличить общее число учителей, получивших данный сертификат;
  • увеличить количество высококвалифицированных обладателей статуса NBCT в районах повышенного уровня бедности. Исследование являлось лонгитюдным и охватывало четырехлетний период (с 2006 г. по 2010г.).
  • Программа поощрения для соискателей статуса NBCТ включала:
  • субсидии, покрывающие расходы на прохождение сертификации;
  • ежегодную стипендию;
  • дополнительные выплаты в размере $5.000;
  • дополнительные стимулирующие выплаты в размере $5.000, если кандидат трудоустроен в школе «сложного образовательного контекста».

Авторы исследования показывают результаты последовательного внедрения программы по годам, выявляя, на каком этапе программа имела наибольшую эффективность. К моменту завершения исследования доля учителей с данным сертификатом увеличилась с 1,6 до 6% в общем количестве преподавателей штата. Доля персонала в школах, работающих в «сложном образовательном контексте», пропорционально повысилась от 1,3 до 6,5%. Согласно другим результатам, к 2012 году штат Вашингтон занимал второе место в США по количеству учителей-NBCT.

К показателям успешности реализации данной программы на уровне штата авторы относят следующие:

  • увеличение количества школ «сложного образовательного контекста», обслуживающих районы высокого уровня бедности, с персоналом, обладающим сертификатами NBCТ;
  • количество учителей, выполнявших функции классного руководителя в школах «сложного образовательного контекста», увеличилось за четыре года проведения исследования с 79 до 746 человек (при этом количество таких школ в штате также увеличилось);
  • соотношение школ, в которых доля персонала с сертификатом NBCТ более 10%, увеличилось по штату за четыре года с 3 до 21%;
  • доля соискателей NBCT, оставшихся работать в той же школе, значительно превышает долю коллег, которые не получили сертификат и которые по тем или иным причинам покинули школу;
  • количество участников программы сертификации, работавших в школах «сложного образовательного контекста», получавших за это дополнительные выплаты, а также не покинувших место работы, равно участникам данной программы, трудоустроенным в обычных школах штата; более того, определенный процент участников в ходе проведения исследования поменяли обычную школу на школу «сложного образовательного контекста».

Авторы исследования делают вывод, что основной стимул, который помог программе реализоваться успешно в контексте школ «сложного образовательного контекста», – материальное вознаграждение, которое было предложено в виде субсидий, стипендии, надбавки к зарплате и дополнительных выплат.

Однако авторы предостерегают от возможного заключения, что материальное поощрение — единственный инструмент, который может быть эффективным в решении проблемы привлечения и удержания высококвалифицированных педагогических кадров. Условия работы в школе, личность лидера образовательной организации, отношения в педагогическом коллективе и с родительской общественностью, уровень безопасности и ресурсы, которыми обладает школа, представляются не менее важными факторами привлечения и мотивации учителей.

Материал был опубликован в ведущем рецензируемом научном издании «Leadership and Policy at Schools» и будет интересен как представителям органов управления образованием, так и педагогам-исследователям.

Источник: Elfers, Anа M. & Plecki, Margaret L. Results of a State Incentive Program on the Supply and Distribution of National Board Certified Teachers, Leadership and Policy in Schools.V.13(2). 2014. Pp. 147-168. – режим доступа: URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15700763.2014.901392?journalCode=nlps20

Другие материалы
В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников