Зарубежный опыт привлечения в учительскую профессию специалистов, не имеющих базового педагогического образования

Практика привлечения в учительскую профессию специалистов, не имеющих базового педагогического образования, была отмечена в отчете Всемирного Банка в 2012 г. [1]. В частности, среди траекторий вхождения в профессию в различных странах было представлено несколько альтернативных моделей сертификации/лицензирования. Нормативные сроки освоения соответствующих дополнительных профессиональных программ —в среднем 6-9 месяцев, а педагогическая практика проходит чаще всего параллельно с обучением. В большинстве случаев к обучению по данным траекториям и альтернативной сертификации/лицензированию допускаются потенциальные учителя, предполагающие работать в школах, которые находятся в районах сложного социального контекста. В настоящее время наиболее широко подобные модели применяются в США.

 Опыт США

Для работы в государственной школе учитель обязан получить лицензию; в частных школах возможно работать без лицензии. Для тех, кто не имеет бакалаврской степени в области преподавания, необходимо пройти альтернативную программу сертификации (получение лицензии) (в 2015-2016 уч. году через эту систему прошли 18 % всех учителей государственных школ) [14, 15]. Альтернативные траектории получения педагогических компетенций учителей представлены в федеральном проекте «RESPECT» [2] Министерства образования США, направленном на привлечение в область образования дефицитных специалистов и удержание их в учительской профессии. Информацию о практике альтернативного лицензирования можно найти на сайте каждого из департаментов образования штатов США.

Ниже представлены описания нескольких проектов, создающих основу для реализации альтернативных траекторий ликвидации дефицитов профессионально-педагогического образования потенциальных учителей в США.

Проект, реализующий траекторию Описание
Метод альтернативной сертификации [3] Программа предполагает привлечение в профессию талантливых кандидатов. Минимальное требование — степень бакалавра, предпочтительно в той учебно-предметной области, которую данный специалист планирует преподавать. Срок обучения — один год; возможно освоение программы в режиме «он-лайн»; предусмотрены треки, ведущие к получению степени магистра, а также совмещение обучения с работой в школе. Каждый штат имеет свои требования к реализации подобных программ. Ограничение — работа в начальной школе без квалификации «учитель» не допускается (альтернативных траекторий для работы на этом уровне образования нет). Важно, что некоторые штаты предлагают программы альтернативной сертификации только для учителей, работающих в школах, находящихся в труднодоступных районах, а также для тех, кто ведет занятия в старших классах (9-12).
Учи для Америки [4] Национальная программа. Обязательные условия зачисления на программу: степень бакалавра, лидерские качества, желание преподавать в школе; приветствуется опыт общественной работы. Зачисление на программу предполагает рекрутинг в одну из школ США на два года с выплатой заработной платы и профессиональной поддержкой (наставничеством).
Сообщество начинающих учителей [5] Программа начинается с летнего интенсива и заканчивается распределением в одну из школ США (чаще всего — удаленная школа) с официальным трудоустройством на один год.
Национальная ассоциация независимых школ [6] Некоммерческая организация, включающая более 1500 частных школ по стране и предлагающая программы ДПО для кандидатов с высшим образованием по профильному предмету — последующей рекомендации на учительские должности.
Учи сейчас [7] Онлайн курс подготовки учителя с последующей сертификацией. Срок обучения — 9 месяцев.
Преподавание для тех, кто меняет карьеру, а также выпускников программ высшего образования непедагогических направлений подготовки[8] Программа Департамента образования штата Флорида. Без ограничения направлений базовой подготовки. Входные требования — знания в учебно-предметной области (объекте последующего преподавания).
Программа альтернативной сертификации Департамента образования Южной Каролины [9] Минимальное условие — степень бакалавра. Программа предполагает получение трехгодичного опыта преподавания предмета школьной программы в разных регионах Южной Каролины или в любом другом штате США с последующим получением сертификата учителя. Большинство школ, включенных в программу, находятся в районах сложного социального контекста.
Стремись учить— Программа ASPIRE Университета Колорадо [10] Обязательный критерий поступления на программу — наличие мотивации к педагогической деятельности. Предлагает несколько траекторий получения сертификата учителя с одновременным прохождением практики в школах Колорадо (с зачислением в штат школы).
Учитель завтрашнего дня [11] Объем программы — 300 часов + практика в школе.
Программа Департамента образования штата Висконсин [12] Срок обучения — 6-18 месяцев. Основные направления — естественно-научные дисциплины и математика. Основная цель — подготовка учителей для школ, находятся в районах сложного социального контекста.

Опыт Франции

За последние 30 лет во Франции было проведено несколько крупных реформ в области педагогического образования [13]. Выпускники «педагогических школ» работали с учениками до 7-9 класса, затем обучением занимались выпускники университетов (чаще все — без педагогического образования), которые считались более квалифицированными специалистами в предметной области. В 2013 году во Франции была проведена реформа, в результате которой была создана Высшая школа преподавания и обучения (Ecoles Superieures du Professorat et de l’Education). Основная их цель —обеспечить выпускникам «предметного» бакалавриата профессиональную педагогическую подготовку в течение 2 лет (уровень магистратуры). Первый год отдан под «предметные» курсы, второй —углубленное изучение педагогики, педагогических технологий и методов, а также практика в школах (половина дня, с выплатой заработной платы).

Опыт Великобритании

В Англии действует программа «School Direct» и «Teach First», которые предоставляют выпускникам возможность получить квалификацию преподавателя, работая в качестве учителя, при этом получая часть заработной платы (как неквалифицированный педагог) [16]. После педагогических реформ 2010-2017 годов, эти программы зарекомендовали себя как эффективный альтернативные способы получения учительской квалификации.

Программа «Troops to Teachers» направлена на поддержку граждан, уволившихся из вооруженных сил, которые хотят получить квалификацию учителя. Требуется базовая степень бакалавра. Обучающему по данной программе также выплачивается стипендия (не облагаемая налогом).

В Уэльсе программа «Graduate Teacher Programme» позволяет выпускникам бакалавриата работать в качестве учителя, получая долю заработной платы, а параллельно проходить профессиональную педагогическую переподготовку.

 Программа Министерства образования [17] предполагает привлечение в учительскую профессию широкого круга специалистов-предметников. Помимо различных треков обучения и предоставляемых грантов, программа предполагает наставнические программы и профессиональные стажировки в школе, дающую возможность пройти практику преподавания в конкретной школе по тому предмету, который данный учитель в дальнейшем будет вести.

Опыт Германии

Следует отметить, что в Германии, как и во Франции, учителей считают государственными служащими.

В Германии существуют альтернативный способ получения квалификации учителя [18, 19]. Кандидаты должны иметь степень магистра, программа предыдущей подготовки должна включать минимум две дисциплины, связанные с педагогикой и методикой преподавания. Далее сдается государственный экзамен.

Первый этап подготовки — обучение и стажировка в школе (несколько недель). Во время второго этапа будущие учителя проходят обучение без отрыва от работы в школе. За каждым обучающимся закрепляется опытный учитель, который становится его наставником.

Из-за ярко выраженного дефицита учителей в Германии появилась возможность стать учителем еще до получения диплома о высшем образовании. Например, те граждане, которые имеют степень магистра по техническим или гуманитарным наукам, могут работать в школах и одновременно пройти педагогическое обучение. В 2017 году в немецкие школы устроились 4400 таких специалистов. Некоторые федеральные земли пытаются решить проблему нехватки педагогических кадров, разрешая людям, не имеющим ученой степени в области образования, работать учителями. В Северном Рейне-Вестфалии (самой густонаселенной земле Германии) нанимают выпускников университетов для того, чтобы они прошли практическую педагогическую подготовку в школе. После двух лет практики и сдачи квалификационного экзамена они могут стать квалифицированными учителями.

Опыт Литовской Республики

Согласно ст. 48, п. 1 закона Литовской Республики «Об образовании» (от 25 июня 1991 г. № I-1489) работать учителем имеют право:

1) педагог — согласно общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и неформального образования;

2) лицо, которое получило высшее образование (образование выше среднего уровня, полученное до 2009 года, или специальное среднее, полученное до 1995 года), — согласно общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и неформального образования; лица в течение 2 лет с начала работы учителем согласно программам дошкольного воспитания, предшкольного образования и общеобразовательным программам обязаны получить педагогическую квалификацию; лица в течение одного года с начала работы учителем согласно программам профессионального обучения и неформального образования (за исключением программ дошкольного воспитания и предшкольного образования) обязаны выслушать курс по психолого-педагогическим знаниям, утвержденный в установленном министром образования и науки порядке;

3) лицо, которое окончило программу профессионального обучения, получило среднее образование и квалификацию, имеющее 3-летний стаж работы в соответствующей области и выслушавшее курс по психолого-педагогическим знаниям, утвержденный в установленном министром образования и науки порядке, — согласно программам профессионального обучения и неформального образования (за исключением программ дошкольного воспитания и предшкольного образования);

4) лицо, получившее высшее образование либо образование выше среднего уровня и педагогическую квалификацию или обладающее необходимой для этого специальной подготовкой (такое лицо обязано иметь разрешение (направление), выданное в установленном руководством традиционной религиозной общины или сообщества порядке, для преподавания религии), — преподавать религию;

5) лицо, которое получило среднее образование и выслушало курс по психолого-педагогическим знаниям, утвержденный в установленном министром образования и науки порядке, — согласно программам неформального образования (за исключением программ дошкольного воспитания и предшкольного образования, а также образовательных программ, дополняющих формальное образование).

Опыт Республики Казахстан

Согласно п. 1 ст. 51 закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 года № 319) к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.

Альтернативные траектории получения педагогических компетенций для работы в системе начального и общего среднего образования (в соответствии с нормативными актами министерств образования в 2016/2017 гг.) [20]

Источники:

  1. SABER: What Matters Most in Teachers Policies
  2. Федеральный проект RESPECT
  3. Метод альтернативной сертификации
  4. Учи для Америки
  5. Сообщество начинающих учителей
  6. Национальная ассоциация независимых школ
  7. Учи сейчас
  8. Преподавание для тех, кто меняет карьеру и для выпускников не педагогических специальностей
  9. Программа альтернативной сертификации департамента образования Южной Каролины
  10. Стремись учить
  11. Учитель завтрашнего дня
  12. Программа департамента образования штата Висконсин
  13. https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.3402/edui.v6.28649
  14. https://www.teachercertificationdegrees.com/
  15. https://nces.ed.gov/pubs2018/2018144.pdf
  16. https://edudoc.ch/record/130095/files/220EN_teaching_careers_N_cert.pdf
  17. Программа Департамента образования
  18. https://edudoc.ch/record/130095/files/220EN_teaching_careers_N_cert.pdf
  19. https://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/pdf/Eurydice/Bildungswesen-engl-pdfs/teachers.pdf
  20. https://edudoc.ch/record/130095/files/220EN_teaching_careers_N_cert.pdf
Другие материалы
В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Новосибирске прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Московской области состоялся двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным)

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников

В Санкт-Петербурге прошел двухдневный экспертно-аналитический семинар по вопросам введения модели аттестации педагогических работников